Золотое шитье

Золотое шитье

Золотошвейное искусствоУ этого вида рукоделия есть и другие названия – «золотина, золОтная ткань, золОтное шитьё».

Вышивка золотыми и серебряными нитями известна с древности и встречается у разных народов. Византийские и персидские мастера украшали золотым шитьем одежду и предметы быта еще в V веке. Позже шитье появилось в западной Европе – в основном, золотом шили церковные облачения и предметы. «Золотной» вышивка стала называться, когда вместо настоящего золота стали использоваться позолоченные нити.

На Руси золотое (золотное) шитье возникло в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Особенно славились торжокские мастерицы: редкую красоту их изделий отметил А.С. Пушкин. Будучи в Торжке, поэт купил в подарок княгине В. Ф. Вяземской расшитые шелковые пояса. Упоминая о них в письме к другу, Пушкин пишет: «Скажите княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы». А в знаменитой гостинице Пожарского, где останавливался поэт, регулярно проводились выставки-ярмарки золотошвейных изделий.

История торжокского золотного шитья уходит в глубь веков, в XII-XIII век, а то и ранее: при раскопках на месте бывшего кремля нашли расшитые золотом кожаные лоскуты, которые предположительно были денежными знаками. А «золотой век» золотого шитья приходится на XVIII-XIX века: работы мастериц из Торжка славились далеко за пределами Тверской губернии – вышивкой украшались головные уборы и сапоги, кафтаны и церковные облачения, праздничные костюмы и царские одежды.

Чаще всего в торжокской золотой вышивке использовался растительный узор, в который добавлялись изображения животных, птиц, иногда орнаментально-декоративные мотивы.

Позже, с развитием промышленности, златошвейный промысел стал забываться, люди предпочитали носить готовую одежду. Только детали военных мундиров еще расшивались  золотом. Окончательно золотое шитье не исчезло благодаря энтузиасту Дмитрию Романову, который в конце XIX в. объединил вышивальщиц в мастерскую при земской управе. Однако после его смерти в 1915 году артель была распущена и возродилась лишь в советское время в виде золотошвейной профтехшколы. В настоящее время в Торжке работает золотошвейная фабрика, где на машинах и вручную создаются прекрасные вещи, способные украсить любой дом и любой костюм.

Златобит молоток свой забросил,

Златошвейная кончилась нить.

Наблюдать умиранье ремесел

Все равно что себя хоронить.

Потянем канитель?

Прямое отношение к золотному шитью имеет выражение «тянуть канитель». Канителью называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания. Кстати, ее также называли «филигрань» — отсюда и «филигранная работа». Металл нагревали до белого каления, мастер брал специальные щипцы и тянул тонкую-тонкую нить. Занятие было кропотливое и нудное. Готовая нить была двух видов: круглая в сечении – «волочёнка» и расплющенная – «бить». Позже стали пользоваться «пряденой» нитью: когда металлическая нить накручивалась на обычную, шелковую или льняную.

Золотые нити и золотые руки

Техника вышивания канителью отличается от других видов вышивки: золотную нить не протаскивают сквозь ткань, а прикрепляют швом вприкреп, поверх основы второй ниткой. При этом вспомогательная нить должна оставаться невидимой для глаза. За счет многообразия швов получаются поистине фантастические узоры.

В так называемом «литом кованом» шве золотые нити укладываются так, что создается впечатление сплошной пластины. Адский труд: на 1 кв. см. такой вышивки требуется примерно 2 часа.

Порядок вышивания

Необходимые инструменты

Для золотого шитья нужно выбирать прочную ткань, которая выдержит тысячи проколов: бархат, кожа или сукно, иногда шелк.

Нитки: прекрасное качество имеют золотые и серебряные нити DMC. Для закрепления основной нити также нужна шелковая рабочая нить, того же цвета или контрастного – в зависимости от того, какую вышивку вы хотите.

Также требуются пяльцы, поскольку ткань должна быть очень туго натянута.

Шпулька или челнок (вилка): специальный прибор длиной 23 см., на который наматывается золотая нить и направляется шпулькой по узору вышивки, т.к. от прикосновения рук нить портится.

Тонкое шило – для прокалывания дырочек в фоне вышивки, чтобы иголка с рабочей ниткой могла свободно проходить сквозь ткань или кожу.

Кроме нитей, могут понадобиться дополнительные материалы:

— крученый золотой шнур для окаймления краев вышивки. С его помощью сглаживаются неровности и рисунок приобретает большую четкость. Шнур прикрепляется также шелковой ниткой;

— бисер, бусины, стеклярус, стразы для украшения работы.

Подготовка ткани

Выбранный рисунок переносят на кальку.

На ткань узор можно перенести различными способами, один из самых распространенных – «припудривание» («припорох»). Рисунок на кальке прокалывают иглой или тонким шилом с расстоянием 2-3 мм. между проколами. С обратной стороны лист с рисунком протирают наждачной бумагой, сглаживая неровности. Получился трафарет-сколок.

Сколок накладывают на лицевую сторону ткани, тщательно закрепив. Готовят смесь из мела и керосина (по консистенции смесь должна напоминать густую сметану) – для темных тканей или синьки и керосина – для светлых. Затем по проколам протирают трафарет круговыми движениями тампоном из ткани, смоченным в смеси.

В пяльцах, перед тем, как заправить основу, нужно закрепить кусок любой ткани как подкладку, и уже к ней пришить ткань-основу.

Комментарии запрещены.