Заметки о русской вышивке

Кое-что из старых конспектов.
Русская народная вышивка// И. Я. Богуславская
Прямая волнистая линия изображала воду, прямая горизонтальная линия – землю; крестом обозначали огонь; ромб, круг или квадрат символизировали Солнце. Из комбинаций тех же элементов составляли более сложные знаки-символы.
Вышитый узор приобретал магическую силу и исполнялся в строго отведенных местах.
В старинных рубахах узор покрывал весь рукав, в тех, что поновее – только оплечье, запястье и ластовицу под мышкой.
Орнаментом украшали также ворот, грудь, широкую кайму на подоле.

…Для древних славян изображения пышного дерева, человеческой фигуры с поднятыми руками, держащей поводья коней со всадниками или птиц, были олицетворением сил природы.
Солнце иногда принимало облик коня. В виде женской фигуры изображалась мать-сыра земля. В древних мотивах фигуры обычно стоят на горизонтальной прямой линии – земле.
Известны только 2 вышивки XV-XVI вв., остальные более поздние.

Из книги «Народное искусство Тверской земли»
Обширный круг сюжетов тверской вышивки, семантически связанный с верованиями других народов, отражает, прежде всего, культ солнца в весьма многообразных формах. Наряду с излюбленным мотивом солнечной ладьи, встречающимся в народном искусстве других областей, широкое распространение получило известное представление солнца в виде скачущего коня со всадником, часто сопровождающимся женской фигурой, олицетворяющей богиню земли или в виде отдельного изображения коня с причудливо процветшим хвостом, с необычными атрибутами у седока. Весеннее солнце воссоздается также по-разному: то в виде фантастической жар-птицы с золотыми перьями, расположенной по сторонам жертвенника или цветущего куста, то в виде золотого кольца, доставляемого на землю птицами.

Отдельный ряд древних сюжетов связан с культом огня. В изображениях быстрокрылой двуглавой птицы – орла отражается давнее представление о стремительной «окрыленной» молнии, олицетворявшей бога-громовника, выступавшего еще и в образе фантастического огненного змея или дракона, помещенного в некоторых вышивках по сторонам жертвенников или схематических сооружений с двускатной крышей, трансформирующихся от простых часовенной до сложных пятикупольных соборов.

Особый интерес представляют сюжетные вышивки, связанные с повсеместно распространенными календарными обрядами и основными моментами с/х работ, аграрно-магическими по своему характеру, в которых неизменно фигурируют изображения женских фигур. …

Весьма показательно, что в тверской орнаментике отсутствуют известные по северным вышивкам изображения алконоста, сирина, барса, исполнявшиеся нередко в других центрах русской культуры.

Самое широкое распространение здесь получают старинные приемы шитья.
Традиционная сквозная одноцветная белая «строчка» является наиболее типичной для древних юго-восточных центров: Старицы, Торжка, Твери, Кашина, Корчевы, Калязина, в южной части – Бежецка, в северо-восточной – Весьегонска.

Особенно часто применялись ее разновидности: «плотный настил», косая «штопка» и излюбленный прием строчки «стлань», существующие во множестве вариантов. При сходных приемах шитья они не едины по манере исполнения, выделяются разнообразной фактурой, орнаментальным заполнением фигур, оригинально сочетаются со сквозными и глухими швами. Особенно часто среди старинных глухих счетных швов применяется «роспись», наиболее известный прием двустороннего шитья, характерный для всех центров северной части Тверской земли, таких как Осташков, Вышний Волочек, Весьегонск, а также для западной части Бежецкого уезда.

Об авторе Северный ветер

...И нет ни печали, ни зла, Ни горечи, ни обиды. Есть только северный ветер...
Запись опубликована в рубрике Изба-читальня с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.