Символика русской народной вышивки

Выдержки из книги, название и автор потерялись, к сожалению

Композиция и функции декора. Можно выделить 3 уровня идей или функций декоративных композиций в народном искусстве:
— магически-обрядовые (субъектные, направленные на человека и род);
— воззренческие (объектные, содержание во взглядах на природу);
— эстетические (сумма эстетического содержания изделия, идей и материала. Важно отметить утилитарное значение идей: конструкцию, удобство, рациональное исполнение, технологические особенности…).

Структурно-знаковые элементы композиции.
Важнейшими в семантике древними изображениями, значения которых связывались с магическим смыслом, считаются ромб, крест, розетка, а также композиции на их основе.

Ромб.
Известный по материалам археологии, ромб исследователи относят к эпохе охоты. Изображение ромба отчетливо читается на срезе бивня мамонта и имеет размеры сторон примерно 2 мм. Ромб приобрел магическое содержание, соединившись с идеей благополучной охоты, блага для племени, и позднее, в эпоху земледелия, трансформировался в знак плодородия: поле, засеянное поле. Конфигурация ромба и сетчатое заполнение его поля подчеркивают плоскостность поверхности.

Круг, розетка.
Соотнесенность круга с солярной символикой общеизвестна. …Композиции с розеткой в центре и четырьмя розетками по ее углам или окружности трактуются как пространство со сторонами света, как движение небесных светил, как годовое вращение солнца и предшествуют годовому календарю. Розетки, расположенные на вертикальной оси, принимают значения миров, уровни которых включают в себя, как правило, три горизонтальных ряда, соответствующих подземному, земному и надземному мирам. Розетки входят и в более сложные композиции, например в основание креста с птицей на его вершине.

Крест.
Вероятность того, что крест мог быть выделен из композиционной структуры ромба в период появления земледелия, очень высока. Вместе с тем, близкой кресту является и солярная символика. …Крест выступает своего рода связью монотеистического мировоззрения и пашенного земледелия, как прогрессивного способа производства в конце I тысячелетия. Этот символ опосредованно выражает и идею огосударствления славянского многоплеменного общества.

Птица.
Изображение птицы устойчиво в композиционных схемах в славянском искусстве. Птица является фигурантом-демиургом, персонажем мифологического акта Творения Мира. Она ныряет на дно мирового океана и приносит в клюве кусочек земли, из которого создается Твердь. С другой стороны, птица относится к древним культам родового славянского общества. В русском фольклоре птицу связывают с душой умершего. По поводу прилетевшей в морозный день на окно птицы есть выражение: «покойничек озяб, пичужкой погреться прилетел». Устойчиво место птицы в символических композициях – актах творения Мира, например, в тверских, вологодских, костромских, ярославских прялках. Охлупень на коньке дома – одно из самых выразительных изображений в русском народном искусстве.

Конь.
Уникальное значение коня подтверждается его обширной распространенностью и необычайно разнообразной пластической трактовкой. Смысловые нагрузки образа коня удивительно емки, а художественное воплощение необычайно красиво. Связь с заупокойным культом подробно описана Н. Велецкой и Д. Анучиным. Удивительно многопланова художественная функция коня в мезенских прялках. Часто скульптурное изображение коня венчает конек дома.
К концу XIX века конь остается основным персонажем многих композиций, хотя содержание самих композиций носит тематический, светский характер. Таковы выезды барышень на городецких донцах, праздничные сцены в северодвинских прялках. При этом авторов не смущает то, что они помещают изображение в нижней полосе, «ставе», относящемся к подземному миру.

Мировая Гора.
Треугольная равнобедренная фигура, один из углов которой направлен вверх, довольно часто встречается в резных и расписных композициях. Устойчиво в таких композициях присутствие двух птиц. На вершине горы можно видеть солярный или ромбический символ, крест, растительный мотив или их сочетание.
Основное семантическое значение горы можно связать с актом творения Мира из кусочка глины, который достает птица-демиург со дна Мирового океана.
На основании привлечения археологических, фольклорных, этнографических сведений исследователи сделали вывод о том, что фигура обладает полиморфическим содержанием и в ней можно видеть образ древнего языческого храма славян, связанного с представлениями о Древе жизни, о строении Вселенной и Мировом порядке. Эволюция горы в образ жилища и храма, тесная семантическая связь с образом Богини (Берегини), Древом Мира, трансформация горы в Голгофу в основании креста в христианстве свидетельствуют об устойчивом воплощении, контаминации и преемственности сложившихся графических схем, которые интерпретируют условия пространственного видения и фиксируют идею роста, восхождения, завершенности, целостности мироздания.

Мировое Древо.
Один из любимейших образов в русском искусстве. В мифопоэтическом сознании этот образ воплощает универсальную концепцию мира. … Образ Древа Мира прямо или косвенно восстанавливается для разных традиций из эпохи бронзы. При членении Мирового Древа по вертикали выделяются нижняя (корни), средняя (ствол), верхняя (ветви) части.

Об авторе Северный ветер

...И нет ни печали, ни зла, Ни горечи, ни обиды. Есть только северный ветер...
Запись опубликована в рубрике Изба-читальня с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.