Символика русской народной вышивки

Символика русской народной вышивки

Выдержки из книги, название и автор потерялись, к сожалению

Композиция и функции декора. Можно выделить 3 уровня идей или функций декоративных композиций в народном искусстве:
— магически-обрядовые (субъектные, направленные на человека и род);
— воззренческие (объектные, содержание во взглядах на природу);
— эстетические (сумма эстетического содержания изделия, идей и материала. Важно отметить утилитарное значение идей: конструкцию, удобство, рациональное исполнение, технологические особенности…).

Структурно-знаковые элементы композиции.
Важнейшими в семантике древними изображениями, значения которых связывались с магическим смыслом, считаются ромб, крест, розетка, а также композиции на их основе.

Ромб.
Известный по материалам археологии, ромб исследователи относят к эпохе охоты. Изображение ромба отчетливо читается на срезе бивня мамонта и имеет размеры сторон примерно 2 мм. Ромб приобрел магическое содержание, соединившись с идеей благополучной охоты, блага для племени, и позднее, в эпоху земледелия, трансформировался в знак плодородия: поле, засеянное поле. Конфигурация ромба и сетчатое заполнение его поля подчеркивают плоскостность поверхности.

Круг, розетка.
Соотнесенность круга с солярной символикой общеизвестна. …Композиции с розеткой в центре и четырьмя розетками по ее углам или окружности трактуются как пространство со сторонами света, как движение небесных светил, как годовое вращение солнца и предшествуют годовому календарю. Розетки, расположенные на вертикальной оси, принимают значения миров, уровни которых включают в себя, как правило, три горизонтальных ряда, соответствующих подземному, земному и надземному мирам. Розетки входят и в более сложные композиции, например в основание креста с птицей на его вершине.

Крест.
Вероятность того, что крест мог быть выделен из композиционной структуры ромба в период появления земледелия, очень высока. Вместе с тем, близкой кресту является и солярная символика. …Крест выступает своего рода связью монотеистического мировоззрения и пашенного земледелия, как прогрессивного способа производства в конце I тысячелетия. Этот символ опосредованно выражает и идею огосударствления славянского многоплеменного общества.

Птица.
Изображение птицы устойчиво в композиционных схемах в славянском искусстве. Птица является фигурантом-демиургом, персонажем мифологического акта Творения Мира. Она ныряет на дно мирового океана и приносит в клюве кусочек земли, из которого создается Твердь. С другой стороны, птица относится к древним культам родового славянского общества. В русском фольклоре птицу связывают с душой умершего. По поводу прилетевшей в морозный день на окно птицы есть выражение: «покойничек озяб, пичужкой погреться прилетел». Устойчиво место птицы в символических композициях – актах творения Мира, например, в тверских, вологодских, костромских, ярославских прялках. Охлупень на коньке дома – одно из самых выразительных изображений в русском народном искусстве.

Конь.
Уникальное значение коня подтверждается его обширной распространенностью и необычайно разнообразной пластической трактовкой. Смысловые нагрузки образа коня удивительно емки, а художественное воплощение необычайно красиво. Связь с заупокойным культом подробно описана Н. Велецкой и Д. Анучиным. Удивительно многопланова художественная функция коня в мезенских прялках. Часто скульптурное изображение коня венчает конек дома.
К концу XIX века конь остается основным персонажем многих композиций, хотя содержание самих композиций носит тематический, светский характер. Таковы выезды барышень на городецких донцах, праздничные сцены в северодвинских прялках. При этом авторов не смущает то, что они помещают изображение в нижней полосе, «ставе», относящемся к подземному миру.

Мировая Гора.
Треугольная равнобедренная фигура, один из углов которой направлен вверх, довольно часто встречается в резных и расписных композициях. Устойчиво в таких композициях присутствие двух птиц. На вершине горы можно видеть солярный или ромбический символ, крест, растительный мотив или их сочетание.
Основное семантическое значение горы можно связать с актом творения Мира из кусочка глины, который достает птица-демиург со дна Мирового океана.
На основании привлечения археологических, фольклорных, этнографических сведений исследователи сделали вывод о том, что фигура обладает полиморфическим содержанием и в ней можно видеть образ древнего языческого храма славян, связанного с представлениями о Древе жизни, о строении Вселенной и Мировом порядке. Эволюция горы в образ жилища и храма, тесная семантическая связь с образом Богини (Берегини), Древом Мира, трансформация горы в Голгофу в основании креста в христианстве свидетельствуют об устойчивом воплощении, контаминации и преемственности сложившихся графических схем, которые интерпретируют условия пространственного видения и фиксируют идею роста, восхождения, завершенности, целостности мироздания.

Мировое Древо.
Один из любимейших образов в русском искусстве. В мифопоэтическом сознании этот образ воплощает универсальную концепцию мира. … Образ Древа Мира прямо или косвенно восстанавливается для разных традиций из эпохи бронзы. При членении Мирового Древа по вертикали выделяются нижняя (корни), средняя (ствол), верхняя (ветви) части.

Комментарии запрещены.