Погост, сельцо, рядок

Деревенский дом в Тверской областиСегодня, говоря о погосте, мы обычно имеем в виду кладбище, либо место, где расположены дома священнослужителей и причта. Между тем, первоначальное значение этого слова совершенно иное, и происходит от слов “погостить, гостить» — побывать в гостях.

У Неволина собраны различные мнения относительно значения слова «погост»:
Первое установление погостов приписывается княгине Ольге. …Что же это было такое?
Существуют 2 мнения. Первое – погосты Ольги известного рода селения, без всякого отношения их к разделению земли на какие-либо участки. Второе – прочие точки зрения, согласно которым погосты имеют или значение селений с определенным отношением их к разделению земли на округи, а следовательно, и значение округов; или прямо и непосредственно значение округов, без всякого дальнейшего указания на отношение их к определенным селениям. …

Несмотря на то, что слово «погост» обычно имеет такие значения, как 1) место у церкви, для житья церковников, погребения мертвых; 2) церковь, построенная особно на церковной земле, никому не присудная и всем разным владетелям того прихода общая; 3) целый приход с многими селениями, Татищев полагает, что слово «погост» языческое, а смысл его изменился с принятием христианства.

По мнению Карамзина, слово «погост» имеет такие значения, как 1) село с деревнями прихода его; 2) место, где погребают мертвых. В древние времена погостом называлась округа или несколько деревень, подсудных одному начальству. Согласно принятому таким образом для древних времен значению слова «погост», Карамзин заменяет его названием «волости», говоря, что Ольга разделила землю на погосты или волости.
Еще одна точка зрения: слово «погост» является производным от «гостить» в значении «торговать», и означает место, где собираются с торговой целью.
К изъяснению слова «погост» также принимают латинское pagus: село, деревня, весь, округ.

Подводя итоги, К.А. Неволин отмечает, что могли иметь место следующие значения слова:
— в качестве подати или пошлины (в летописях — «устави Ольга погосты и дани…»). Однако следует здесь учесть, что в тех же летописях далее указано «знаменья и места и погосты…» — погосты должны необходимо иметь, «наравне с знаменьями и местами», значение известных местностей.

Каких же?

«В эти времена там (в Новгородской земле) являются погосты в смысле особых правительственно-географических округов и в смысле главных местностей таких округов. И так, известие об учреждении Ольгой погостов может быть понимаемо только в этом же смысле».

Но любопытство исследователя на этом выводе не останавливается. Заметим для сего, что во всех известных значениях коренным понятием погоста является понятие места богослужебного. Писцовые книги, другие памятники и даже нынешнее словоупотребление не оставляют в этом сомнения. …Невозможность видеть в погостах Ольги установление религиозное, заключающаяся в том, что она учреждала погосты еще до принятия ею и народом христианства, есть кажущаяся. Что если погост значил и во времена язычества место богослужебное? Что если места языческого богослужения, называемые теперь городищами, прежде назывались именно погостами? Такие места во время язычества, без сомнения, не назывались городищами, потому что это слово собственно значит то место, где был некогда город, остатки города. И так не назывались ли они погостами, если для них должно было существовать какое-либо название? По кр. мере других названий неизвестно. Места общественного богослужения Ольга могла сделать основанием для гражданского союза и к каждому из них приписать определенное количество селений. После принятия христианства, места эти заменились храмами, сохранив прежнее, гражданское значение для окрестного населения. …

…После Великой княгини Ольги погосты продолжали непрерывно существовать в Новгородской области. Летописи и др.исторические памятники часто упоминают о них. ..В продолжение 5 веков с половиною, истекших от Вел.Кн.Ольги до Иоанна III, без сомнения, происходили в устройстве погостов — в их числе, названиях, пространстве, составе и проч. различные перемены. Тот вид, в каком погосты являются по писцовым книгам, был последствием продолжительного исторического развития.

В смысле географического округа, погост образовал непрерывное пространство земель, лежавших одни возле других и в одном месте. Было много погостов смежных, которые лежали на границах двух пятин и принадлежали одной частью к одной, а другою – к другой пятине. К Обонежской и Бежецкой пятинам принадлежал погост Никольской в Моркиничах. К пятинам Деревской и Бежецкой: погосты Боровичской, Великопорожской, Сеглинской и Млевской. Величина погостских округов была весьма различна. Округи не разделялись каким-либо образом на меньшие части. Исключения: погост Холмский (делился на станы), некоторые из Корельских погостов делились на перевары.

Селения, бывшие в погостских округах, не говоря здесь о монастырях, носили названия «погостов, сел, селец, деревень, починков, выставок, рядов, рядков».

Название «села» и «сельца» указывает на то, что здесь было главное, м.б., первоначальное поселение для известной окружности, место жительства ее владельца, средоточие ее управления. Но село или сельцо не отличалось от деревни тем, что будто бы в селе или сельце была всегда церковь, напротив в деревне ее не было. Писцовые книги показывают, что как село или сельцо могли быть без церкви, так в деревне была иногда церковь.

Слово «деревня» было самым общим названием крестьянского поселения и присваивалось такому поселению, если ему не могло быть присвоено другое, более частное наименование.

«Починок» — поселение, вновь учрежденное, и именно такое, которым как бы начинались заселение и обработка земли.

«Выставка» — селение, построенное из другого селения, как бы его колония.
«Рядами или рядками» именовались селения, в которых дворы действительно были построены рядами. А так именно строились дворы в тех селениях, жители которых занимались преимущественно ремеслами и торговлей.

В связи с названиями жилых селений находится название пустошей. Так вообще назывались бывшие прежде жилые селения; почему писалось «пустошь, что было село или сельцо такое-то; пустошь, что была деревня такая-то». Запустевшие села, деревни и прочие селения назывались еще пустыми селами, деревнями и проч; различие между пустошами и такими пустыми селами, деревнями и проч. было, кажется, то, что в селении пустом были еще свежи и видны остатки жилья, тогда как в пустоши они были уже совершенно изглажены.

Кроме разделения на пятины и погосты Новгородская обл. делилась на уезды, иначе называемые присудами. Разделение на уезды в данной области не смешивалось с делением на погосты и существовало независимо от них. Одна и та же пятина и даже один и тот же погост могли принадлежать к разным уездам. До сих пор нельзя с точностью определить, какие погосты принадлежали каким уездам. Известно, что самым обширным был Новгородский уезд. Бежецкая пятина вся относилась к нему.

Читать еще об административно-территориальном делении

Об авторе Северный ветер

...И нет ни печали, ни зла, Ни горечи, ни обиды. Есть только северный ветер...
Запись опубликована в рубрике Генеалогия с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.