Заметки о русской вышивке (2)

Русская народная вышивка// И.П. Работнова, В. Я. Яковлева

В течение веков у русского народа выработались определенные приемы расположения узоров на одежде.

У рубах вышивка отмечала оплечья, наружные полотнища рукавов, концы рукавов, отмечала ворот, разрез на груди.

У передников вышивался подол, у понёвы вышивка шла по краям и вдоль соединительных швов. Расположением орнамента часто подчеркивался низ и верх вещи.

Нередко на оплечьях рубах и концах передников помещались тканые узоры, а вышивка, дополняя их, украшала нижнюю часть рукавов и середину передников.

В различных губерниях вышивались одни и те же мотивы:
1. Ромбические фигуры с ровными и со сложно разработанными краями.
2. Мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста.

В форме ромба олицетворялось солнце, женская фигура и дерево олицетворяли плодородие земли. С образом птицы отождествлялось наступление весны.

Определенный отпечаток наложило на вышивку общение с культурой соседних народов и народностей. Например, в вышивке Тверской губернии есть ряд общих черт с вышивкой карел, в Курской – с вышивкой Украины.

В целом, всю вышивку можно разделить на 2 группы:
А) северная вышивка;
Б) вышивка среднерусской полосы.
Они отличаются по характеру узоров и цветовому решению.

На севере вышивка выполнялась в основном льняными нитками, либо золотыми нитками на цветном бархате. Большое место до 60-70 гг. XIX века занимали древние мотивы – женские фигуры, всадники, птицы, древо жизни, объединенные в сложные композиции. Геометрические мотивы в северной вышивке играли подчиненную роль и лишь изредка являлись основными элементами орнамента.

Для вышивки среднерусской полосы характерны преимущественно геометрические формы орнамента, а растительные и животные мотивы даются всегда в сильно геометризованной, обобщенной форме. Многоцветность – одна из характерных черт вышивки среднерусской полосы.

Наиболее старинные счетные швы:
1. Роспись – тонкими линейными стежками в вертикальном, горизонтальном и диагональном направлении.
2. Прозрачные строчевые швы – а) белая строчка или шитье по выдергу; б) цветная перевить.
3. Шов-набор, похожий на тканый узор.
4. Крест.
5. Счетная гладь.
6. Косичка или прутик – ими вышивались прямые полосы, дополняющие узоры, выполненные другими приемами.

Народные художественные промыслы//О.С. Попова
…в ажурных вышивках на концах полотенец и передников, распространенных в районах Верхнего Поволжья, Ярославля и Твери, преобладали 3-частные композиции с традиционными мотивами птиц и всадников, предстоящих перед женской фигурой или деревом.

В вышивке центральных и южных районов России сочетаются несколько видов швов вместе с полосами бранного ткачества, гладкими и узорными многоцветными лентами и другой отделкой. При этом главный акцент украшения дается, как правило, по низу изделия, а вверху орнаментальная и цветовая насыщенность комплекса постепенно затухает.

На Смоленщине и в соседних областях вышитые узоры сочетаются обычно с полосами бранного ткачества.

…соединение различных способов вышивки в сочетании с другими видами отделки при оформлении костюма достигает большого разнообразия в Рязанской области.

Об авторе Северный ветер

...И нет ни печали, ни зла, Ни горечи, ни обиды. Есть только северный ветер...
Запись опубликована в рубрике Изба-читальня с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.