Мезенская роспись

бочонок с мезенской росписью
Назад в Архангельск…

На Русском Севере, в суровом, но прекрасном краю зародился этот промысел. Свое название Мезенская роспись получила, как и большинство русских ремесел, по месту, где она зародилась. А зародилась она на берегах реки Мезени, протекающей в Архангельской области, между Северной Двиной и Печорой. Если точнее, в селе Палащелье, поэтому в энциклопедиях встречается и другое название росписи — Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Мезенские узоры
— одни из самых древних русских промыслов. Их можно встретить на прялках и утицах, туесках и фасадах изб. При кажущейся простоте мезенской росписи, от нее сложно оторваться. Может быть потому, что символы, которые используются в орнаментах, так или иначе знакомы каждому? И мы, сознательно или не очень, читаем их значение: урожай, огонь, земля, птица, зверь…

Традиционно мезенская роспись выполняется в двух цветах: красном и черном. Красный — жизнь, радость, кровь. Черный — земля, печаль, смерть. Использовали сажу и охру, позже сурик. Краску наносили на негрунтованное дерево, сначала специальной деревянной палочкой, позже кистью. Идеальная кисть для росписи похожа на каплю или огонь свечи. Расписанное изделие покрывали олифой, чтобы вещь приобрела золотистый оттенок.

Символика росписи.
Важную роль играет расположение узоров. Мезенской росписи свойственна многоярусность: три яруса, три мира — нижний, средний и верхний. Эта отражение шаманского мировоззрения о многомерности пространства и существовании иных миров.

В нижнем и среднем ярусах чаще всего изображались животные — олени и кони. В среднем ярусе иногда встречаются птицы, а вот в верхнем — только птицы. «Миры» разделены горизонтальными полосами, заполненными геометрическими, часто повторяющимися узорами. Символы повторяются, но узор на каждом изделии различен — мастер каждый раз сочетает элементы по-иному. Кстати, аналогично вышиваются рушники: там вы встретите все ту же многоярусность, и обозначает она то же самое.

Семантика узоров. Символы, как уже было сказано, используются древнейшие и оттого понятные всем и каждому, встретить их можно и в других регионах России. А обозначают они одно и то же, везде (или почти везде).

Прежде всего, это 4 стихии.
Земля в мезенской росписи обозначается прямой линией. Это твердь — земная или небесная. Определить, какая именно, можно по композиции «верх-низ». Земля — символ плодородия, материнства, урожая. Графически часто изображается квадратом.

Вода. Изображение воды зависит от того, где она находится. Волнистая линия — река, течет по земле (рисуется над прямой линией). Вода — обязательный атрибут водоплавающих птиц. Косые полосы — дожди, грозы, вода, льющаяся с неба. В мифологии и фольклоре вода разделяет миры живых и мертвых.

Воздух. Короткие штрихи, разбросанные по орнаменту или рядом с персонажами. Ветер, воздух, дыхание, Дух, который невидим, но летает рядом. Но ветер может нести и разрушение — ураган, буря. На яростных ветрах, как считалось, летают злые духи, сеющие болезни и зло.
В мезенской росписи штрихи ветра как бы «нанизаны» на прямые скрещенные линии (наподобие ветряной мельницы) — ветер «пойман», обуздан.

Огонь. Огонь издавна изображался как спираль. Преображение, энергия, вдохновение, страсть — это все огонь. Спираль является также и символом времени, циклических ритмов. Восходящая спираль — мужская, нисходящая — женская.

Символы изобилия и плодородия — еще одна важная группа изображений. Их можно встретить почти во всех мезенских орнаментах. Распаханные и засеянные поля, семена, корни, цветы и плоды.
Ромб — один из главных символов плодородия, возрождения жизни. Ромб с вписанным внутрь квадратом — распаханное поле. Ромб, внутри разделенный на 4 части (двумя диагональными линиями) и размеченный точками — в каждой части по 1 точке символизирует засеянное поле. Цепочка из ромбов — древо жизни.

Птицы — один из любимых мотивов мастеров. Вестники, посланцы верхнего мира. Да и как тут не вспомнить северных деревянных птиц.

Кони и олени. Кони рисовались черными и красными, возможно, это отражает миры живых и мертвых. Для мезенской росписи характерно особое, отличное от других, изображение коней: они меньше всего похожи на реальных животных. Причем туловище черных коней еще и покрыто решетчатым узором — чтобы максимально подчеркнуть его неземное происхождение. Ноги длинные и тонкие, а на концах завершаются изображением перьев. Вокруг ноги нарисованы многочисленные солярные знаки — как еще одно подтверждение необычности животного.

Деревья и цветы. В мезенских узорах характерно изображение одного или нескольких деревьев. Композиция обычно состоит из трех деревьев: два одинаковых дерева расположены симметрично по отношению к центральному — более крупному по размерам, дереву.

Об авторе Северный ветер

...И нет ни печали, ни зла, Ни горечи, ни обиды. Есть только северный ветер...
Запись опубликована в рубрике Народные промыслы, рукодельное с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.